История пионерии

Становление пионерской организации.
Одновременно с роспуском Скаутской организации в руководстве Страны Советов стала ощущаться необходимость создания собственной коммунистической организации для работы с детьми. Массовая детская организация должна была стать коммунистической по целям и задачам работы.
Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая, в ноябре 1921 года выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение Скаутские методы и создать детскую организацию, «Скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».
Новые идейные и педагогические принципы разрабатывались на заседаниях ЦК РКСМ, коллегии Наркомпроса РСФСР, научно-педагогической секции Государственного учёного совета в 1921-1922 годы. К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги, среди которых — Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, М.Н.Покровский, П.П.Блонский.
Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к Скаутингу, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако, после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении Скаутинга для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм.
В начале 1922 года была выдвинута идея о применении Скаутских методов.
Из резолюции II Всероссийской конференции РКСМ, май 1922г.:
«Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы Скаутинга. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ под руководством ЦК».
Была взята за основу старая структура — отряды, патрули, звенья, а также символы — галстук и форма, призыв «Будь готов!», салют, горн, барабан, некоторые законы, летние лагеря и многое другое. Часто и организаторами первых пионерских отрядов становились бывшие Скауты. Но Скаутские принципы признавались буржуазными. Особое неприятие вызывала система духовных ценностей скаутов, их религиозность и приверженность монархизму. Больше тысячи скаутов — мастеров были репрессированы и сосланы на Соловецкие острова, а рядовым скаутам было запрещено жить в шести крупных городах страны.
19 мая 1922г. по решению Всероссийской конференции РКСМ опыт создания пионерских отрядов в Москве был распространён по всей стране.
Идея назвать организацию пионерской, а её участников пионерами, была выдвинута тем же И.Жуковым. Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер — это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия — авангард рабочего класса — тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».
На протяжении 1922 года возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ, сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах.
В октябре 1923г. 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя В.И. Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название — Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).
К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры — ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионерское движение имеет такое совершенно исключительное значение».
На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологическую селекцию, отрицание самого базиса «устаревшего» мировоззрения в ранг программы. «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, — заявлял он с трибуны. — Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Мы говорим: нравственность — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» Ленин, В.И. Речь на III Съезде РКСМ. Эта речь вождя стала фундаментом для всех последующих трудов о новой советской морали. Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.
Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались.
Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом. Нельзя сказать, что принимали в пионеры по жёсткому принуждению, но, постепенно складывалось так, что не быть пионером было стыдно и не прилично.
Таким образом, мы видим, что КП(б) довольно активно приступила к организации детского идеологического воспитания. Была создана Всесоюзная пионерская организация, получившая впоследствии имя В.И.Ленина. Целью этой организации было воспитание подрастающего поколения строителей коммунизма, соответственно, все задачи исходили из этой цели. Пионерская организация не была построена на пустом месте, она вобрала в себя принцип построения и некоторые методы из скаутской организации. Руководство компартии было заинтересовано и прилагало все усилия для того, чтобы популяризировать пионерскую организацию, ведь изначально она существовала на основе добровольного вхождения и выхода из организации. В общем-то пионеры получали всестороннее воспитание: и физическое, и нравственное, и эстетическое, и, безусловно, патриотическое. Особенность состояла в том, что всё это было пронизано коммунистической идеологией.

Этапы развития Пионерской организации
Пионерская организация, как воспитательная система, прошла в своем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительными событиями советского государства — образованием СССР, периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союзного государства и обновлением России.
Первый этап с 1922 по 1924 г. (становление воспитательной системы) связан с деятельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Российский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистической организации, утвердил основные положения ее программы, принципы деятельности, законы и торжественное обещание юных пионеров. Программа организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма.
1923 год — в школах стали создаваться форпосты и базы — объединения пионеров данной школы независимо от их места жительства. В пионерской организации насчитывалось до 75 тыс. пионеров. Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства — на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях — например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир. В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.
Содержание деятельности пионерской организации определялось положением, законами и торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят.
К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).
В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них.
Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам.
В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный — «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей — например, детей «врагов народа».
В апреле 1932 года было опубликовано постановление ЦКВКП(б) «О работе пионерской организации». Это не единственный документ, инициировавший изменения в работе пионерской организации в 1930-е годы, но, как правило, именно это постановление в литературе считается отправной точкой нового периода в развитии детского коммунистического движения.
Документ указывал на необходимость реорганизации пионерии по школьному принципу, определял новые приоритеты в детском движении. Главными задачами в работе пионерских отрядов становились борьба за отличные знания и хорошую дисциплину, высокие показатели в школе. Декларировалось приобщение ребят к социалистическому строительству только через учебную деятельность. Постановление ЦК придавало большое значение работе учителя в работе пионерской организации, это было во многом обусловлено желанием партийного руководства привлечь педагогические кадры к работе с пионерами.
Можно выделить следующие причины перевода пионерской организации в систему школьного образования:
1.Складывание административно-командной системы управления государством;
2.Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров пионерских вожатых;
3.Привлечение педагогических кадров дореволюционной школы к ценностям новой советской жизни;
4.Параллелизм в общественной работе школы и пионерских отрядов.
В результате реорганизации отрядов пионеров начинают формироваться на базе одной или нескольких школьных классов. До 1932 года механизм создания отрядов был достаточно гибкий: они создавались по месту жительства, в клубах. В школе ребят, состоявших в разных отрядах, объединял форпост.
Перевод пионерских отрядов в школу и привлечение учителей к общественной работе давало возможность государственным органам власти контролировать и управлять детским движением централизовано.
В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» — пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей. В детских домах, колониях, приёмниках, школах агитировать за вступление в пионеры детей было легче. И многие родители понимали — лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы. В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет). В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.
В 1941-1945гг. по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда».
Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков. Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты. Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведк. Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».
Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.
После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.
1962 год — Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.
1970 год — Во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн пионеров. За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек.
Пионерская организация стала действительно массовой. Однако, постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам и часто проводилось «для галочки», для отчета.
После Перестройки Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: «За Родину, добро и справедливость».
Середина 1980-х годов — Предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.
Октябрь 1990 года — Преемник пионерской организации — «Союз пионерских организаций — Федерация детских союзов» — международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах. Союз пионерских организаций зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.

Символы, атрибуты и ритуалы пионерской организации.
Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от политической конъюнктуры, от изменения требований партии к пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к 1940-м гг., её декларируемые цели и задачи не менялись.
Последняя редакцию законов юных пионеров выглядела следующим образом:
1. Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
2. Пионер готовится стать комсомольцем.
3. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
4. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
5. Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
6. Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
7. Пионер — товарищ и вожак октябрят.
8. Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран».
Содержание деятельности пионерской организации определялось положением, законами и торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят.
К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров.
На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).
После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа — дружина, класс — отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый — комсомолец. Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом.
Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий. Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие: «Почему мы называемся ленинцами, и к чему это обязывает», «Каким должен быть пионер», «Слово пионера», «Цена времени», «Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры и т.д.
При вступлении в пионеры ребята должны были произносить торжественное обещание. Текст обещания изменялся несколько раз. Пионерское обещание, принятое после смерти Сталина в 1957 г., гласило: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия».
Окончательный вариант обещания был следующим: «Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой.
В довоенные годы одним из атрибутов пионерской формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Атрибут этот был желательным, но не обязательным. Интересна символика зажима. Пять поленьев костра означают пять континентов. Три язычка пламени — Коминтерн (3-й Интернационал). Исчезновение в послевоенные годы зажимов из обихода имеет несколько причин. В первую очередь это роспуск самого Коминтерна, в пламени которого сгорают поленья-континенты (соответственно символика теряла смысл). Поспособствовал этому и массовый психоз, охвативший широкие пионерские массы в конце тридцатых. Кому-то вдруг показалось, что в пламени костра при внимательном рассмотрении можно обнаружить все — от нацистской свастики до профиля Троцкого.
Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз «Будь готов!».
14 декабря 1925 года появился второй вариант значка — на нём добавился мавзолей Ленина. В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён — девиз изменился на «Всегда готов!». В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз «Всегда готов!». В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды — профиль Ленина, под ним девиз «Всегда готов!», над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии — красные с изображением пионерского значка.
Салют — приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй. На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняли команду «Смирно!» с равнением направо или налево. Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют отдавали только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.
Пионерское знамя — красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов — красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда.
Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте.
Флаговый должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранились горны и барабаны.
Названия пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана — это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.
Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда — это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда — за флаговым.
Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда, его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда, должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».
Все эти символы и ритуалы были заимствованы организаторами из Скаутинга, также как и деление по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка, 3 конца галстука стали означать 3 поколения — пионеров, комсомольцев и коммунистов и пр.).
Таким образом, мы видим, что символика и ритуалы пионерской организации были чётко продуманными, соответствовали программным требованиям и играли важную роль. Каждый атрибут, каждый ритуал имел определённое значение и смысл и способствовал процессу воспитания пионеров в рамках программы организации. Всё это придавало пионерской организации торжественности, таинственности и способствовало её популизму.

Заключение.
Воспитание детей в «зрелые» годы советской власти было идеологическим и осуществлялось в рамках единого детского коммунистического движения. Поначалу, однако, это движение развивалось нецентрализованно: в этот период возникли местные детские клубы и группы коммунистической направленности. Они были малочисленны, разрозненны и неоднородны по возрасту и социальному составу участников. Начало централизации было положено всеобучем, санкционировавшим организацию дружин и отрядов Юных коммунистов. Вскоре ЮК были расформированы из-за их очевидной ориентации на дореволюционные детские общественные движения, в первую очередь Скаутское. В 1919 году и Скаутское, и юкитское движения были окончательно ликвидированы в соответствии с решением III Съезда РКСМ.
Массовая детская организация должна была стать коммунистической по целям и задачам работы. Новые идейные и педагогические принципы разрабатывались на заседаниях ЦК РКСМ и др. К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги. В начале 1922 года ЦК РКСМ приступили к организации первых детских коммунистических групп, объединяющих пролетарских детей, преимущественно в Москве. Всероссийская организация РКСМ 16-19 мая одобрила и постановила повсюду распространить опыт московской организации. Новая организация получила название пионерской.
Уже на V Съезде РКСМ, 11-17 октября 1922 года были утверждены основные элементы программы, принципы деятельности, Законы и Торжественное обещание юных пионеров. Одновременно создавались и пионерские ритуалы: приём в пионеры, строевое хождение отряда, сбор и т.д. В основных чертах ритуальная практика и словесность сформировались к 40-м годам 20 века. Все виды словесности имели ярко выраженную воспитательную, а точнее «перевоспитательную» задачу.
Уставные тексты, возникшие в момент создания пионерской организации, (клятвы, призывы, законы и обычаи пионеров) использовались в ритуалах и ритуализированном этикете. Одновременно с уставными текстами появилась и стремительно множилась неуставная пионерская словесность: девизы, речёвки, лозунги, песни и т.д. Многие пионерские тексты по своей форме и отчасти по содержанию восходили к Скаутской словесной практике.
С исчезновением Советского Союза пришла в упадок и монопольная воспитательная пионерская система. Для современной ситуации характерно многообразие общественных детских движений: возродился Скаутинг, возникли многие клубы — военно-исторические, музыкальные, спортивные и т.д. У них свои герои и свои культы. Но многое из наследия пионерии перешло в эти формальные и неформальные детские организации. Это и смотры строя и песни, и спортивные соревнования и т.д. Пионерские воспитательные формы не возникли на пустом месте и не ушли бесследно.
Данная работа рассматривает истоки, а так же историю создания и развития Всесоюзной пионерской организации. Это обобщённые данные и выводы. Но у каждой конкретной школы была своя история пионерской организации, со своими особенностями, достижениями и проблемами. Исходя из этого, можно сказать, что цель, поставленная на данном этапе достигнута, но для достижения действительно объективных знаний по этой проблеме, необходимо изучить «конкретные» примеры существования пионерской организации.

Книги: Власова, Л.А. Переход пионерской организации в современные детские движения Социальные инициативы и детские движения. Ижевск,2005.- 280с.

  • Календарь событий

    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
           
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30      
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 
           
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728    
           
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
           
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930   
           
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
           
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031   
           
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31